Право военнослужащего на жилище

Право военнослужащего на жилище

Реализация права военнослужащих на жилище Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»


П.И.

Тишкин РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЖИЛИЩЕ Основное внимание уделено вопросам специального правового статуса военнослужащих и реализации ими права на жилище.

Высказано мнение о необходимости возврата к практике советского законодательства о правах военнослужащих и членов их семей.

Ключевые слова: статус; специальная правоспособность; право на жилище. В Российской Федерации наряду с реформированием ряда сфер общественной жизни продолжается военная реформа, важнейшим направлением которой наряду с оптимизацией структуры Вооруженных сил РФ является совершенствование правовых отношений, складывающихся в процессе организации и прохождения гражданами военной службы. Проблемы совершенствования правового регулирования этих отношений имеют особое значение, т.к.

военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства.

В соответствии с действующим законодательством РФ к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, проходящие военную службу как по контракту, так и по призыву [1]. Правое положение указанных категорий военнослужащих в области реализации общих прав граждан РФ в условиях Вооруженных сил РФ дифференцировано. В отечественной науке предложены различные конструкции правового статуса личности как сложного многовидового образования с выделением таких его разновидностей, как общий, специальный и индивидуальный правовые статусы.

Общий правовой статус личности включает в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам Российской Федерации.

Учеными было предложено для обозначения особого правового состояния личности понятие правового модуса как самостоятельного

Военнослужащие право на жилище

Основной из них заключается в том, что размер социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, определяется исходя из ежеквартально утверждаемой Минстроем России средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте РФ.

Специальные правовые статусы личности — права и обязанности, конкретизирующие и дополняющие общие права и обязанности с учетом специфики социального, служебного и иного положения личности. Понятие «специальный правовой статус» является сравнительно новым.

Так, соответствующие показатели на III квартал 2020 года составляют в г. Москва 90 400 рублей, г. Санкт-Петербург 62 228 рублей, в Приморском крае 48 53280 рублей, в Хабаровском крае 47 214 рублей. Для сравнения, по сведем риэлтерских агентств средняя рыночная стоимость жилой недвижимости на вторичном рынке Хабаровска на август 2020 составляет 67,7 тысяч рублей за м2 .В таком же порядке и размере в соответствии с п.
14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» решается вопрос о выплате органами местного самоуправления указанной денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы (по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), имеющим общую продолжительность военной службы десять лет и более, при невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок.Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом «О статусе военнослужащих», а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными.17. Денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны

Задайте вопрос дежурному юристу,

> 1.

Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в «порядке», которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.

При этом военнослужащим — гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке. Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными «статьей 15.1» настоящего Федерального закона.

Права военнослужащих на жилище

The estimated reading time is 5 minutes 331 Views54321 0 (0 votes)

может стать реальностью только в том случае, если имеются соответствующие гарантии реализации данного важней­шего социального права.

Под гарантиями (от фр. garantie – ручательство, условие, обеспечивающее что-либо) понимаются материальные, финансовые, организационные, духовные и Юридические условия и средства, обеспечивающие военнослужащим возможность получать установленные законодательством виды довольствия, компенсации, Пользоваться правами, свободами, льготами. Гарантии в жилищном обеспече­нии охватывают совокупность объективных и субъективных факторов, направ­ленных на реализацию жилищных прав военнослужащих. Ключевое место в системе гарантий занимают правовые (юридические) гаран­тии, под которыми понимаются, содержащиеся в нормах права средства и спосо­бы защиты прав и свобод личности, а также правомерная деятельность государ­ства, правоохранительных органов, а также органов местного самоуправления, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение.

Система юриди­ческих гарантий включает в себя обязанности органов государственной власти и их должностных лиц по созданию условий и средств реализации статуса военно­служащих, ответственность за их ненадлежащее исполнение, надзор и контроль органов прокуратуры и суда (объективные гарантии), а также возможность при­менения военнослужащими законных способов и средств восстановления нару­шенных прав, в том числе через обращение в суд (субъективные гарантии). Таким образом, «гарантии – это правовые средства, направленные на обеспе­чение реализации того или иного права человека. Конкретное право каждого человека может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить».

Формы реализации права на жилище военнослужащим

The estimated reading time is 8 minutes 728 Views54321 0 (0 votes) Содержание Военнослужащие относятся к той категории граждан, которым государство в соответствии с гарантирует предоставле­ние жилых помещений или финансовых средств на их приобретение. Реализация Данной конституционной гарантии осуществляется посредством жилищного обеспечения, под которым понимается деятельность уполномоченных государ­ственных органов по предоставлению жилых помещений по нормам и в поряд­ке, предусмотренным законодательством.

Жилищное обеспечение военнослужа­щих имеет целевым назначением как удовлетворение жилищных потребностей лиц, нуждающихся в жилых помещениях, т. е. реализацию каждым военнослу­жащим субъективного права на жилище (функция социальной защиты), так и стимулирование военнослужащего к долгосрочному исполнению обязанностей военной службы (стимулирующая функция).

Правовую основу жилищного обеспечения военнослужащих составляют ЖК РФ, , Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обес­печения военнослужащих», иные законодательные акты, а также довольно об­ширная совокупность подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственного уровня.
Указанными нормативными правовыми актами определены следующие фор­мы жилищного обеспечения военнослужащих:

  • предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда:
  1. жилого помещения в общежитии;
  2. жилого помещения маневренного фонда;
  3. служебного жилого помещения;
  • выделение денежных средств из федерального бюджета на реализацию жи­лищных прав:
  • предоставление жилого помещения по договору социального найма;
  • предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
  1. предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого по­мещения (жилищная субсидия);
  2. предоставление гражданам, уволенным с военной службы, принятым до 1 января 2005 г.

  3. выдача государственного жилищного сертификата, обеспеченного соответ­ствующими денежными средствами;

О формах (способах) реализации права на жилищное обеспечение военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семьи

Какие существуют возможные формы (способы) реализации права на обеспечение жильем военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей В настоящее время военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в соответствии с Федеральным законом РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» могут реализовать свое конституционное право на жилище () путем заключения договора социального найма на жилое помещение, получения жилого помещения сразу в собственность, получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), в том числе при отселении из закрытых военных городков бывших военнослужащих и членов их семей и лиц гражданского персонала, получения жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения, получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с , а граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления – путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения (используйте для расчета единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения).

Получение жилья военнослужащими Вооруженных Сил РФ и иных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (ФСБ РФ, ФСО РФ, ВВ МВД и т.д.) по договору социального найма или сразу в собственность является «традиционным» способом реализации права на получение жилья.

При этом, согласно Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», те военнослужащие, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (здесь следует сделать оговорку – и вставшие на жилищный учет до 01 января 2014 года, поскольку ) имеют право после пяти лет службы как на получение жилого помещения по договору социального найма (ДСН), так и сразу в собственность, а также по их желанию – жилищной субсидии.

Право военнослужащего на жилище

Согласно ст.

15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах.Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие

Статья 15. Право на жилище


Редакция Действующая 06.12.2014 01.01.2014 14.11.2013 01.11.2013 01.09.2013 06.07.2012 14.12.2011 01.01.2011 01.01.2010 01.01.2009 02.12.2008 01.01.2008 22.05.2006 01.01.2005 28.07.2004 15.11.2003 01.07.2002 01.01.1998

  1. проверено сегодня
  2. закон от 31.01.2019
  3. вступила в силу 01.01.1998

Ст.

15 Закон о статусе военнослужащих в последней действующей редакции от 1 января 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Части статьи: Сравнить с редакцией статьи от 06.12.2014 01.01.2014 14.11.2013 01.11.2013 01.09.2013 06.07.2012 14.12.2011 01.01.2011 01.01.2010 01.01.2009 02.12.2008 01.01.2008 22.05.2006 01.01.2005 28.07.2004 15.11.2003 01.07.2002 01.01.1998 . Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета. Военнослужащим — гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах — в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим — гражданам, имеющим трёх и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке. Военнослужащим — гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее — жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более — по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными настоящего Федерального закона.

Право военнослужащих на жилище

При рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими , необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации. Обратить внимание судов на то, что согласно части 2 статьи 15, части 5 статьи 57 ЖК РФ, пунктам 1 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставляемое военнослужащему жилое помещение по договору социального найма или в собственность, в том числе по избранному постоянному месту жительства, должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства и должно находиться в границах соответствующего населенного пункта. Судам также следует учитывать, что в силу пункта 19 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в случае, если военнослужащий, проходящий военную службу по истечении срока контракта в добровольном порядке до получения жилого помещения, отказывается от предложенного жилого помещения, которое расположено по избранному месту жительства, а также изъявляет желание изменить ранее избранное место жительства, такому военнослужащему предоставляется жилищная субсидия.

Конституционное право военнослужащих на жилище: вопросы правового регулирования и реализации Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

 Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика.

Управление. Право. 2020. Т. 18, вып.

1 УДК 342.737 КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЖИЛИЩЕ: ЫШ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЩлЬ| Д.

А. Савченко Савченко Дарья Алексеевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.

Г Чернышевского, Введение. Военнослужащие относятся к категории граждан, которым гарантируется предоставление жилых помещений государством.

Гарантии жилищных прав военнослужащих обусловлены их специальным статусом.

В данной статье основное внимание автора уделяется вопросам специального статуса военнослужащих и реализации ими права на жилище.

Обсуждение. Особый правовой статус военнослужащих подразумевает законодательное ограничение некоторых их прав и свобод, а также предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Одним из наиболее значимых для военнослужащего и членов его семьи социально-экономических прав можно назвать право на обеспечение жильем.

Исследуются некоторые аспекты правового регулирования жилищных прав военнослужащих, рассматриваются особенности реализации таких прав. Сформулированы основные проблемы практики реализации в данной сфере. Заключение. В статье проанализировано конституционное право граждан на жилище, особенности его реализации в отношении военнослужащих, рассмотрены некоторые проблемы и противоречия правового регулирования в данной сфере.

Ключевые слова: военнослужащие, гарантии, регулирование, право, реализация, жилые помещения.

DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-122-124 Введение В Российской Федерации наряду с реформированием различных сфер общественной’ жизни продолжается военная реформа, главным направлением которой’ выступает совершенствование процесса организации и прохождения военной’ службы гражданами. Модернизация правового регулирования таких отношений имеет особое значение, поскольку военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства.

Срочно! Правительство планирует изменить порядок обеспечения жильем военнослужащих

Правительство РФ разрабатывает серьезным образом меняющий действующий в настоящее время порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Так, в к законопроекту указано, что «Действующая редакция абзацев третьего и двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г.

«О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) предполагает выбор формы обеспечения военнослужащих жильем в виде жилого помещения или жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без ограничения возможности ее изменения, что влечет необоснованное увеличение расходов средств федерального бюджета, так как значительное количество построенных (приобретенных) федеральным органом власти жилых помещений остается невостребованным по причине изменения военнослужащими формы жилищного обеспечения с жилого помещения на жилищную субсидию.

Законопроектом предусматривается возможность выбора указанными категориями граждан формы обеспечения жильем только при обращении о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Возможность изменения в последующем формы обеспечения жильем исключается. В действующей редакции статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ отсутствует норма, устанавливающая единый размер учетной нормы жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности военнослужащих общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Отсутствие единой учетной нормы ставит военнослужащих, проходящих военную службу в разных населенных пунктах с отличным размером учетной нормы, установленной органами местного самоуправления, в неравные условия в части возможности получения жилья от федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Законопроектом устанавливается единый размер учетной нормы жилого помещения (12 квадратных метров) в целях принятия вышеуказанных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок получения собственного жилья военнослужащим

» Один из наиболее приоритетных государственных вопросов — это обеспечение жильем военнослужащих.

Пока они осуществляют свою служебную деятельность, им зачастую приходится переезжать с одного места на другое, как правило, вместе с семьей.

По этой причине военные могут рассчитывать на предоставление служебной жилплощади либо на оплату арендуемой квартиры государством.Когда срок службы по заключенному контракту закончится, у них появляется право на получение дополнительной площади жилого помещения или отдельной недвижимости в собственность.